Влияние пандемии COVID-19 на положение семей с детьми
SATIO совместно с UNICEF и Всемирным Банком провело серию исследований влияния пандемии на различные аспекты жизни семей с детьми в Беларуси. Исследования проводилось панельным методом опроса и шестью волнами для наилучшего понимания динамики положения. По итогам первой и второй волн были изучены данные в таких областях как:
- Влияние изоляции на эмоциональное состояние членов семьи;
- Необходимость и трудности перехода на дистанционное образование;
- Безопасность детей в интернете;
- Отношение к спорту и образ жизни;
- Потребности в оказании медицинской помощи. Знание, отношение и практика профилактических мер COVID-19;
- Желаемые меры защиты от эпидемиологических и экономических рисков;
- Личные проблемы, связанные с кризисом
Результаты исследования
В начале пандемии информация о проявлениях действия вируса широко транслировалась через различные источники и СМИ. Наращивание осведомленности о симптоматике заболевания проходило по мере проведения исследование. Так, в апреле 2020 чаще отмечали симптомы, которые проявляются при обычной простуде или гриппе, а в мае повысилась доля тех, кто называл уже специфические для COVID-19 (потеря обоняния, затрудненное дыхание, невысокая температура). Мужчины реже отмечали правильные симптомы, чем женщины, поэтому акцент в информировании стоит делать на них.
В целях защиты от коронавирусной инфекции родители стали чаще мыть руки или пользоваться антисептиками, и гораздо чаще носить маски в общественных местах. Причем, каждый второй отмечает, что столкнулся с трудностями при покупке масок и опасается посещать учреждения здравоохранения из-за возможности заразиться инфекцией там. Больше всего родители боятся за здоровье своих детей. Сами дети не особенно беспокоятся о COVID-19, хотя по мере взросления опасения проявляются все ярче.
Социальное дистанцирование обычно проявляется в соблюдении дистанции между людьми в 1,5-2 метра, а также более редкое пользование общественным транспортом и снижение частоты походов в магазины. При этом придерживаются данных мер только 80% тех, кто вообще знает о концепции социального дистанцирования. Наименьшую осведомленность высказывают жители небольших и маленьких городом и людей без высшего образования.
Помимо действий, связанных с COVID-19, было также исследовано отношение к здоровому образу жизни в целом. В Беларуси в большей части семей спортом занимается хотя бы один человек, причем чаще занимаются и взрослые, и дети. Физическая активность более распространена, если у родителей есть высшее образование. Наибольшее влияние пандемия оказала на тех, кто предпочитал спортзалы занятиям дома или на улице, практически все опрошенные перестали их посещать, как и ходить на групповые занятия. Однако заниматься спортом большинство не перестало, просто сменило локацию. Позитивное влияние спорта было выражено не только о влиянии на физическую форму, но и на психологическое состояние – те, кто придерживался физической активности были менее подвержены депрессии, тогда как более трети родителей отмечали за собой признаки расстройства.
Не последнее влияние на эмоционального состояния оказало изменение финансового благосостояния – больше половины родителей отметили снижение доходов. В самом начале от пандемии наиболее существенно пострадали безработные или работающие по неполной ставке. Со временем ситуация улучшилась, доходы людей перестали сильно снижаться, но и увеличивались они незначительно. Это значит, что семьи продолжают жить на снизившемся уровне дохода.

Безусловно, пандемия COVID-19 влияет на переход на дистанционную работу и обучение, соответственно, и на время, проводимое в сети. Особенно это выражается среди подростков – половина и более проводит в сети 4+ часов, чему способствует больший доступ к техническим устройствам. И хотя родители пытаются контролировать время и контент (особенно они опасаются опасных игр и челленджей в интернете, а также “взрослого контента”), который смотрят их дети в Интернете, это не является самой удачной тактикой. Более эффективно было бы мотивировать детей проводить время с большей пользой (например, использовать интернет для учебы или просмотра интересного и познавательного контента).

Ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке.

Метки
Ищете определенный кейс?
ООО “ЦСБТ САТИО” является частью Civitta group РБ, г. Минск, ул. Интернациональная 25А, офис 322
УНП: 190438641