CIVITTA ПРОВЕЛА ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КСО КОМПАНИЙ В БЕЛАРУСИ
ноябрь, 2019
Civitta совместно с местным благотворительным фондом Добра провели исследование развития КСО компаний в Беларуси, которое презентовали на Вторых публичных слушаниях социально ответственных компаний 28 ноября в Минске.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – добровольная деятельность бизнеса сверх требований законодательства для получения социального эффекта в различных сферах, которая может быть направлена на своих сотрудников или общество в целом и реализована в нескольких форматах.

Социально ответственный бизнес определяется по трем критериям:
- Добровольность
- Деятельность сверх норм и требований законодательства
- Приоритет социального эффекта над экономическим
Проведя анализ КСО компаний Беларуси, были определены 5 основных стадий развития социальной ответственности бизнеса:
- Внутренне КСО
- Несистемные социальные инвестиции
- Участие в формирование экосистемы КСО
- Системные социальные инвестиции
- Импакт-инвестирование

Всего было проанализировано 184 компании Беларуси. Были выбраны следующие направления для поиска КСО компаний:
- Члены Глобального договора ООН Беларуси
- Победили Профессионального конкурса БРЕНД ГОДА в Социальной номинации 2017-2018
- Компании-участники Соглашения социально ответственного бизнеса Фонда «Добра»
- Компании-партнеры 2 и более Белорусских Благотворительных Общественных Организаций
- Члены Белорусской Ассоциации Банков
- Крупные компании с иностранным капиталом
- Крупнейшие налогоплательщики и работодатели в Беларуси
- Компании-номинанты премии HR-бренд 2018
Приоритетным направлением КСО является поддержка уязвимых категорий граждан (68 компаний). Немало компаний, которые поддерживают НАУКУ И ОБРАЗОВАНИЕ (46 компаний), КУЛЬТУРУ (45 компаний) и СПОРТ (43 компании). Немногим меньше уделяется внимание экологическим инициативам.
В ходе анализа сформировалась своеобразная воронка. 65% компаний из выборки заявляют о своей КСО, при этом только 16% из них отражают данную деятельность в отчетности.
Вообще, если говорить о КСО, можно получить и экономическую выгоду.
- Так, согласно отчету McKinsey, 78% экспертов, которых они опросили, говорят, что деятельность КСО улучшает имидж компании.
- Согласно исследованию CONE, 53% покупателей отмечают, что КСО компании – важный фактор при выборе товара
- В исследовании Deloitte, 38% CEO утверждают, что КСО повышает лояльность сотрудников
Мировой опыт показывает, что эффект от КСО увеличивается, если об этом говорить: в 2017 году 75% компаний из топа 100 крупнейших компаний по выручке в мире ведут отчетность о КСО. Сравним: Беларусь (с 16% компаний, которые ведут отчетность), находится на уровне 2002 года.
Большая часть из рассмотренных нами компаний находится на первых двух стадиях развития КСО.

Что оставляет уровень развития КСО в Беларуси на 2 этапе.

Чтобы понять, что может помочь КСО в Беларуси развиваться, был проведен сравнительный анализ с другими странами. Для того был разработан Индекс развития КСО страны

Далее были рассмотрены 8 индикаторов, которые могли бы иметь математическую зависимость с индексом. Из них коррелировали только 5 индикаторов.
Улучшение данных показателей может стать одним из драйверов развития КСО в Беларуси, но для этого бизнесу необходимо сформировать единую экосистему, которая будет способствовать эффективному решению поставленных задач совместными усилиями.

Полную версию презентации можно скачать по ссылке.