ИССЛЕДОВАНИЕ – КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА БЕЛАРУСЫ ВИДЯТ В ПРИВЫЧНЫХ РОЗНИЧНЫХ МАГАЗИНАХ?
май, 2020
Какие сети магазинов покупатели любят больше всего, что важно для людей при совершении покупок, какие проблемы и преимущества они видят в привычных розничных магазинах разных форматов, как беларусы относятся к онлайн-покупкам – опросили 1385 спондентов, для того, чтобы это выяснить
В рамках исследования были проанализированы такие форматы магазинов, как гипермаркет, супермаркет и магазин у дома.

Исследование состоит из четырёх ключевых разделов:
1. Общая информация по рынку – готовность рекомендовать розничные сети с разбивкой по форматам, используя кросс-анализ факторов.
Например, если в целом самой рекомендуемой сетью является Green, то в магазинах у дома или супермаркетах лидирует Виталюр, причём даже у магазинов одной сети, но разных форматов оценки сильно различаются.
2. Анализ качественных характеристик магазина – особенности восприятия конкретного бренда, а также, как каждый мультиформатный бренд справляется со своими задачами.
Например, для «Евроопта» сделан анализ отдельно для гипермаркетов, супермаркетов и магазинов у дома. Видно, что по отдельным характеристикам магазины у дома «Евроопт» покупатели оценивают лучше, чем супермаркеты или гипермаркеты, а в целом сеть по-прежнему воспринимается минчанами как одно из мест для самых выгодных покупок по восприятию промо-акций и соотношению цены и качества.
3. Анализ ассортимента магазина – анализ проблемных категорий в сравнении с форматами и с конкурентами, а также важность этих проблем для сохранения и удержания бизнеса.
Например, в магазинах у дома покупатели часто недовольны категорией «Свежий хлеб и выпечка», но тут в принципе часто покупаются новые бренды, поэтому замена найдётся легко. По-другому дело обстоит, например, с «Кормом для животных»: около полвины покупателей откажется от покупки в этом магазине и уйдут к конкуренту. Таких категорий достаточно много.
4. Отношение к онлайн-покупкам – какие сети магазинов беларусы ожидают видеть онлайн и в каком формате.
Пример рассмотрения ситуации для формата магазин у дома
Больше всего респондентов считают, что в магазинах у дома проблемы с пирожными и тортами (39% покупателей недовольны ассортиментом в этой категории), детским питанием (33%) и готовой едой (31%). Достаточно много недовольных и среди покупателей продуктов из рыбы, полуфабрикатов, мясных изделий, пива – тех категорий, которые во многом считаются ключевыми для такого формата.
Здесь стоит отметить, что в каждой сети свои проблемы с ассортиментом. Так, например, сеть «Виталюр» — лидер по работе в разных категориях, но, по мнению потребителей, испытывает проблемы со сладостями и газированными напитками.

В целом, по ассортименту магазины у дома в среднем воспринимаются хуже, чем другие форматы магазинов — где-то по объективным причинам (ограниченное пространство и набор категорий), а где-то сети не попадают в ожидания покупателей.
Еще одной характерной для всех магазинов у дома проблемой является более частое, чем в других форматах, отсутствие товара в наличии. Проблемы в этом канале чаще всего возникают со свежим хлебом и выпечкой, сыром, готовыми блюдами и пирожными – эти категории не смогли купить по 6% опрошенных. При этом, как было отмечено выше, реакция на отсутствие товара в разных категориях неодинаковая: в хлебе и выпечке покупатель легко найдёт замену отсутствующему товару, в пирожных – скорее всего откажется от покупки, а в кофе и чае — предпочтёт сменить магазин в поисках любимого бренда.
Кстати, с ассортиментом связаны и ожидания от возможного увеличения количества игроков в онлайн-торговле продовольственными продуктами. 72% покупателей уже готовы заказывать онлайн и ждут новых игроков на рынке — причём желают, чтобы в онлайн выходили привычные им сети.

Самое интересное, что покупатель не ожидает от розничных сетей в онлайне ничего экстраординарного: для 41% покупателей достаточно более широкого ассортимента привычных товаров, а для 33% – чтобы онлайн-магазин просто качественно выполнял свою работу.
Бренд магазина важен — более 80% покупателей хотят заказывать через сайт или мобильное приложение розничной сети, а вот услугами агрегатора готовы воспользоваться всего 12%.
Больше половины покупателей готовы пользоваться продуктоматами для получения своих покупок, а вот заранее оплачивать свои покупки готовы всего лишь 37% покупателей.
Для приобретения полной версии отчёта свяжитесь с нами.
Дополнительные вопросы можно задать по e-mail valentin.sokolovsky@satio.by.
В полной версии отчёта вы получите:
• Информацию на уровне форматов магазинов, а не сетей «в целом»;
• Каждая сеть получит не просто описание ситуации, а аналитику по своим «болевым точкам». Точно также каждый производитель и дистрибутор получит максимум деталей по самым интересным категориям;
• Мы сделали сегментацию покупателей по образу жизни и стилю принятия решений, а также впервые в Беларуси при изучении розничных сетей – глубинное изучение мотивации принятия решений разными группами покупателей (доступно опционально).